Резюме
Исследование посвящено проблеме влияния различных мер демографической политики на рождаемость. Авторы, представляющие Центр социальной политики и семейной динамики в Европе (Стокгольмский университет) обращают внимание на то, что значительная часть предшествующих исследований в этом направлении сосредотачивалась лишь на странах «старого Евросоюза». Напротив, в своей работе они охватывают все страны Евросоюза, в том числе страны Восточной Европы, вступившие позже остальных и имеющие наиболее низкую рождаемость в регионе.
Источником данных для исследования послужила вторая волна Европейское социальное обследование (EuropeanSocialSurvey) 2004/2005 годов. Эта волна включала 21 страну, в частности, были охвачены Австрия, Бельгия, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Швеция, Словения, Испания, Швейцария и Великобритания.
Предмет исследования составляют репродуктивные намерения семей, причем репродуктивные намерения мужчин и женщин рассматриваются по отдельности. Были отобраны около 18000 респондентов, положительно ответивших на вопрос о намерении иметь (еще) хотя бы одного ребенка; из них более 22% женщин и 23% мужчин выразили намерение родить ребенка в ближайшие 3 года.
Исследование охватывает различные направления демографической политики стран Евросоюза, касающиеся принятия решений о рождении детей, в частности меры, касающиеся бюджетов домохозяйств, разделения обязанностей по уходу за ребенком между родителями, длительности отпуска по уходу за ребенком и времени рождения ребенка. Отмечается, что большинство мер направлено на достижение какого-либо из следующих приоритетов: прямая компенсация затрат и расходов, связанных с рождением и воспитанием детей (выплаты и пособия), поддержка занятости и участия в рынке труда (система услуг по уходу за детьми, дифференциация размеров пособий и выплат в зависимости от заработка) и повышение гендерного равенства (предоставление отпуска по уходу за ребенком для обоих родителей).
Согласно разработанной авторами модели (logisticrandom-interceptcontextualeffectmodel), семейная политика различных стран была отнесена либо к ориентированной на поддержку традиционных моделей семей (где один из партнеров, в абсолютном большинстве случаев мужчина, является кормильцем, в то время как обязанности по уходу за детьми ложатся на женщину, которая не работает) и моделей “earner-carer”, где оба партнера совмещают приносящую доход трудовую занятость с обязанностями по воспитанию детей. Важная особенность данной работы заключается также в том, что страны не просто отнесены к одной из этих категорий, но определена степень «склонности» семейной политики той или иной страны к одной из двух моделей. Первая модель характерна для многих стран континентальной Европы, вторая – в первую очередь, для скандинавских стран.
Поддержка моделей “earner-carer” | |
Поддержка традиционных моделей семей |
Результаты исследования показали, что поддержка традиционных моделей семей положительно влияет на намерение бездетных женщин родить первого ребенка, но отрицательно влияет на намерение мужчин и женщин, имеющих одного ребенка, родить второго в ближайшие три года. Напротив, поддержка модели “earner-carer” имеет устойчиво положительное влияние на намерение завести и первого, и второго ребенка в ближайшие три года, как у мужчин, так и (в особенности) у женщин. Возможно, что поддержка традиционных моделей семей вызывает лишь определенные тайминговые сдвиги в рождении первого ребенка, а не реальный рост первых рождений; однако этот вопрос требует дальнейшего изучения.
Интересно отметить также, что у женщин с университетским образованием вероятность намерения родить ребенка в ближайшие 3 года была на 50% выше, ем у женщин со средним образованием.